Пример HTML-страницы
Serg62

Ставлю на зимовку

  • Ответить в эту тему
  • Ответить в эту тему

30 сообщений в этой теме

Рекомендуемые сообщения

Доброго всем времени суток. Решил я на Символе зимой не ездить (прикупил себе стареникий уазик, зиму проездию потом продам). Такой у меня вопрос: если я сниму на зиму аккумулятор ничего страшного не произойдет? Тут меня один человек напугал, что типо может что то с бортовым компом случится. Правда ли это?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Доброго всем времени суток. Решил я на Символе зимой не ездить (прикупил себе стареникий уазик, зиму проездию потом продам). Такой у меня вопрос: если я сниму на зиму аккумулятор ничего страшного не произойдет? Тут меня один человек напугал, что типо может что то с бортовым компом случится. Правда ли это?

А почему решил не ездить зимой? Если потому что не проехать, то понятно. А если просто "бережешь", то это ошибка: после зимней стоянки высока вероятность попасть на замену всех сайлент-блоков, проводка может "закиснуть" и т.п. В общем, дороже выйдет B) Машина должна ездить и тогда будет нормально себя чувствовать :)
А насчет компа лучше задай вопрос официальному дилеру тут Изменено пользователем PravilnyVoenny

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А почему решил не ездить зимой? Если потому что не проехать, то понятно. А если просто "бережешь", то это ошибка: после зимней стоянки высока вероятность попасть на замену всех сайлент-блоков, проводка может "закиснуть" и т.п. В общем, дороже выйдет B) Машина должна ездить и тогда будет нормально себя чувствовать :)
А насчет компа лучше задай вопрос официальному дилеру тут

Решил не ездить потому что там куда я ездию, зимой без полного привода залазить не стоит. А может мне ее просто греть раз в 3 дня?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Постоянно туда ездиеш? Всмысле там где только полный привод пройдет.
Можеш кататься на двух машинах.
А если ставить на прикол, то что то я сомневаюсь, что чтонить с компом станет! ИМХО.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Постоянно туда ездиеш? Всмысле там где только полный привод пройдет.
Можеш кататься на двух машинах.
А если ставить на прикол, то что то я сомневаюсь, что чтонить с компом станет! ИМХО.

Да нет не постоянно конечно. На двух машинах тоже проблематично ездить, надо их постоянно местами менять да и резину зимнюю я не покупал.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А может мне ее просто греть раз в 3 дня?

Нет, не поможет нужно именно "проветривать" на ходу. Проводка вся находится в полостях и если скопится конденсат там, то результат очевиден. Резинки (сайлент-блоки) закисают от неподвижности и при выезде весной рвутся. Точнее, вероятность того что они порвутся высока. А то что это обязательно случится после первой зимовки - не факт.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нет, не поможет нужно именно "проветривать" на ходу. Проводка вся находится в полостях и если скопится конденсат там, то результат очевиден. Резинки (сайлент-блоки) закисают от неподвижности и при выезде весной рвутся. Точнее, вероятность того что они порвутся высока. А то что это обязательно случится после первой зимовки - не факт.

Буду надеяться что этого не произойдет. Хотя напугали вы меня конкретно.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не помешает раза два в месяц машину заводить и прогревать, т.к. от
долгого стояния маслянная пленка с деталей двигателя стекает и они
могут заржаветь.
Еще рекомендуют затыкать выхлопную трубу и вход
воздушного фильтра, чтобы влажный воздух через открытые
клапана не попадал в цилиндры, т.к. при любом положении
коленвала хоть один клапан, но открыт

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не помешает раза два в месяц машину заводить и прогревать, т.к. от
долгого стояния маслянная пленка с деталей двигателя стекает и они
могут заржаветь.
Еще рекомендуют затыкать выхлопную трубу и вход
воздушного фильтра, чтобы влажный воздух через открытые
клапана не попадал в цилиндры, т.к. при любом положении
коленвала хоть один клапан, но открыт

а где находитсявход воздушного фильтра?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

а где находитсявход воздушного фильтра?

 

Не знаю, где был на жигулях знал...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Можешь на символе ездить по выходным в магазин, всяко приятнее, чем на уазике и удобнее в разы!! :)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Любой машине стоять совсем не очень полезно. Но если уж решил, то раз в пару недель, прогревай ее, и всеж делай несколько кругов (киллометров) почета. Всяко лучше будет.
А с компом ничего не произойдет.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Большое спасибо за ответы, обязательно приму к сведению.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Можешь на символе ездить по выходным в магазин, всяко приятнее, чем на уазике и удобнее в разы!! :)

Это точно
Так и поступаю и мне комфортно и машинка раз в неделю пробегает десяток километров :) и "вентилируется" на ходу :D

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Блин... А что ж тогда делать, если машина стоит на улице, а ездить на ней нельзя?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Блин... А что ж тогда делать, если машина стоит на улице, а ездить на ней нельзя?

Ну так дай жене покататься, а ты рядышком с пивом :)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну так дай жене покататься, а ты рядышком с пивом :)

Счаз! Так она и сядет в авто "на ручке"! :) Изменено пользователем PravilnyVoenny

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Блин... А что ж тогда делать, если машина стоит на улице, а ездить на ней нельзя?

 

Да раз в неделю вокруг дома пару кружков делай и ставь опять на прикол и все будет гуд :D

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это точно
Так и поступаю и мне комфортно и машинка раз в неделю пробегает десяток километров :) и "вентилируется" на ходу :D

Но для этого нужна резина зимняя, а покупать ее из за выезда раз в неделю жаба душит, а на летней чето стремно.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Классика у нас 4 года зимой в гараже стояла, ничего такого с ней не стало! Пассат 2 зимы провёл в гараже (правда приходилось прикуривать) но тоже ничего не случалось!
Есть такая штука, как консервация авто на период зимы, когда её подготавливают спецы, после чего с ней мало вероятно что произойдёт.

 

Дырку через которую попадает воздух найти легко, но можно просто снять патрубок.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну так дай жене покататься, а ты рядышком с пивом :)

Я же сказал, что на машине ездить нельзя, так как она без документов...

 

Да раз в неделю вокруг дома пару кружков делай и ставь опять на прикол и все будет гуд :D

Машина не около дома, а на охраняемой территории, перегнать никуда я ее не могу...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Есть такая штука, как консервация авто на период зимы, когда её подготавливают спецы, после чего с ней мало вероятно что произойдёт.

Ну так тогда ждем подробности?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну так тогда ждем подробности?

ее заливают бетоном всю :)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну так тогда ждем подробности?

:D Я только слышал про такое, особенностей не знаю, нужно в сервисах спрашивать.

 

П.С. Повторюсь, если бы я ставил машину на прикол, я бы не парился, просто загнал бы в гараж и всё! ;)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот:

 

Условия хранения

 

Существенное влияние на объем и содержание подобных работ оказывает место предполагаемого хранения автомобиля. Всегда лучшим для этого считался хорошо вентилируемый отапливаемый гараж, хотя в первую очередь это имеет значение для водителя. Для машины этот вариант хорош только в том случае, если вы до весны ездить не собираетесь. А если все-таки хоть изредка будете выезжать зимой, кузов будет ржаветь намного интенсивнее, чем даже при хранении на открытой площадке. Это связано с тем, что процесс разрушения металла гораздо быстрее протекает во влажной среде, поэтому после каждой поездки понадобится несколько дней и хорошая вентиляция, чтобы машина полностью просохла. В одной из старых публикаций приводились интересные данные о том, что сроки службы кузовов служебных автомобилей Волжского автозавода, которые хранились в теплых гаражах и использовались ежедневно на протяжении года, не превышали трех лет.

 

Вариант несколько хуже для водителя – тоже в гараж, но неотапливаемый. Для машины, если гараж хорошо проветривается, никакого вреда в этом нет. При пониженных температурах скорость протекания коррозии замедляется, поэтому кузов может прослужить дольше. Из неотапливаемых гаражей, пожалуй, худшим вариантом является металлический. В нем постоянно колеблется температура и не очень хорошая вентиляция.

 

Следующий вариант – открытая платная стоянка. Машина постоянно проветривается, но не защищена от осадков. Поэтому, если вам удастся поставить свой автомобиль под эстакадой или путепроводом, считайте, что вам повезло.

 

Самый худший вариант – машина стоит под окнами во дворе. Ко всем прелестям открытой стоянки добавляются соседи, которым мешает ваша машина, всякого рода шутники (о коллекции автомобильных гадостей вы уже читали) и обычные злоумышленники.

 

Во всех случаях нужно выполнять ряд работ с кузовом, узлами и агрегатами.

 

Кузов

 

Все работы по консервации начинаются с тщательной мойки автомобиля. Следующий шаг – антикоррозионная обработка. Если машина еще новая, то такая мера позволит отодвинуть срок поражения деталей кузова коррозией, если автомобиль «в возрасте», то грамотно выполненная обработка может приостановить начавшиеся нежелательные процессы в скрытых полостях. Как и при подготовке к зимней эксплуатации, проводится обработка как наружных поверхностей, так и труднодоступных мест. Лучше всего, если эту работу выполнят специалисты на хорошо оснащенной СТО.

 

Если машина будет храниться в гараже, наружную обработку кузова можно выполнить и самостоятельно. В этом случае выберите сухой относительно теплый день, хорошо вымойте машину, просушите ее и нанесите защитный слой. Лучше пользоваться консервирующими препаратами, хотя и обычный автовоск для долговременной защиты тоже неплохо справляется с отражением атак окружающей среды.

 

Если машина будет храниться на открытой стоянке, защита должна быть самой серьезной. Обратите внимание на хромированные детали. Их можно покрыть тонким слоем консистентной смазки или пушечным салом (теперь это уже не дефицит, а действует очень эффективно).

 

Обязательно покройте смазкой все трущиеся детали (петли дверей, ограничители и т.п.), иначе весной вы увидите обильный рыжий слой ржавчины на неокрашенных поверхностях.

 

Если машина будет стоять в гараже, не прикрывайте плотно стекла дверей машины. Небольшие (5-10 мм) зазоры позволят воздуху свободно циркулировать в салоне, конденсат не будет скапливаться на внутренних поверхностях, но, если сам гараж плохо проветривается и в нем сырой воздух, то большой пользы от приоткрытых окон не будет.

 

Если конструкция машины позволяет без особых усилий снять салонные ковры, подверните их к середине салона, чтобы пол оставался открытым. Как правило, шумоизолирующие материалы салона сохнут дольше всего, а под мокрыми коврами ржавчина очень быстро прогрессирует.

 

В гараже автомобиль лучше установить на подставки, разгрузив тем самым пружины и амортизаторы. Дополнительные подставки нужны под рычаги подвески. Их высоту желательно подобрать таким образом, чтобы колеса оставались в среднем положении. В этом случае сайлентблоки подвески будут находиться в среднем (нейтральном) положении. Давление в шинах в этом случае можно снизить до 0,5-1 кг/см2. Для лучшей сохранности штоков амортизаторов их нижние концы лучше отсоединить и, полностью утопив, зафиксировать в этом положении.

 

Двигатель

 

Существуют разные мнения по поводу объема работ по консервации двигателя. Традиционно советуют вывернуть свечи, залить в цилиндры по 1-2 ложки моторного масла, предварительно подогретого, и затем провернуть двигатель на два-три оборота заводной рукояткой. Но с современными автомобилями подобная операция может быть значительно осложнена, а на некоторых и невозможна. Автору приходилось разбирать не один двигатель, в том числе и после длительного хранения. Следы коррозии зеркала цилиндра встречались крайне редко. Может быть, для хранения на срок несколько лет эта операция и имеет смысл, но на 2-3 месяца вполне достаточно ингибиторов коррозии, которые входят в состав моторного масла.

 

Но вот герметизация двигателя – операция, безусловно, необходимая. Использовать для этого можно промасленную бумагу и даже скотч.

 

Герметизации подлежат воздушный фильтр (по всем стыкам) и приемный патрубок, не забудьте про патрубок забора подогретого воздуха (если он есть), маслоналивная горловина, контрольный щуп для проверки уровня масла в двигателе. Не забывайте, что влажный воздух может попасть в двигатель не только, скажем так, естественным путем. Поэтому не забудьте про выхлопную трубу. Старайтесь не использовать для герметизации выхлопной системы деревянные пробки, обвернутые промасленной бумагой, особенно если двигатель еще не остыл. Воздух при остывании уменьшит свой объем, а вы весной будете выковыривать пробку из глушителя. Поверьте, это несколько сложнее, чем вынуть пробку из бутылки.

 

Раз уж открыли капот, протрите все провода от влаги и загерметизируйте изолентой или скотчем компенсационные отверстия в крышках бачков гидропривода тормозов и сцепления и расширительный бачок системы охлаждения.

 

Система питания

 

Не случайно система питания рассматривается отдельно от двигателя. Встречаются различные рекомендации по подготовке к зимнему хранению, в том числе и такие, выполнив которые владелец впоследствии будет долго мучиться. Первое, с чего нужно начинать – слить отстой из топливного бака. Даже если вы заправлялись чистым бензином без признаков воды (а такое бывает далеко не всегда), в баке вполне может оказаться вода. Это конденсат из атмосферного воздуха. Лучший вариант – снять топливный бак и, несколько раз сменив бензин, ополоснуть его, тщательно сливая содержимое. Установив бак на машину, заправьте его «под пробку». Учитывая, что топливный бак – достаточно дорогая деталь, лучше пусть на стенках осядут смолы из бензина, чем бак в результате коррозии превратится в решето. Для компенсации давления в баке при колебаниях температуры вполне достаточно дренажной трубки. Если пробка бензобака с замком, не забудьте его смазать, иначе за зиму (особенно на открытой площадке) он вполне может стать монолитным, и придется использовать специальные средства, чтобы открыть бак.

 

Для карбюраторных машин целесообразно снять, очистить и продуть сжатым воздухом бензонасос и карбюратор. Обратите внимание на место расположения бензонасоса. Если он расположен выше топливного бака, принципиальной разницы с чего начинать – с бензонасоса или бензобака – нет. Но для классических моделей ВАЗа бензонасос лучше снимать при пустом баке (меньше бензина вытечет).

 

Учтите, что если вы не удалите воду из карбюратора и бензонасоса, весной вас могут ожидать серьезные проблемы. Особенно это касается машин с карбюраторами «Солекс», имеющими каналы очень маленького диаметра. Продукты окисления материала корпуса карбюратора в воде могут наглухо перекрыть каналы, и понадобится не один час и вмешательство хорошего профессионала, чтобы весной «оживить» автомобиль.

 

Электрооборудование

 

Традиционно больше всего вопросов возникает по поводу хранения аккумуляторной батареи. Исправную заряженную батарею лучше хранить на автомобиле. Предварительно нужно хорошо протереть ее поверхность влажной ветошью (а еще лучше смоченной в нашатырном спирте, или, в крайнем случае, мокнув ветошь в порошок соды). Чистый корпус имеет гораздо более высокое электрическое сопротивление, и саморазряд будет меньше. Очистите клеммы и смажьте их снаружи консистентной смазкой (именно снаружи, попадание масла между выводным штырем и клеммой приносит только вред).

 

Если ваша машина допускает отключение «массы», снимите на всякий случай минусовую клемму с аккумулятора (вот в этом случае нужно смазать и внутреннюю поверхность клеммы, и сам выводной штырь).

 

Если батарея не первой свежести, лучше снять ее и хранить дома (в подвале, на лоджии или в другом месте, где температура выше нуля, но ненамного). Поскольку саморазряд старой батареи может быть выше, чем новой, придется периодически контролировать степень ее заряженности, подзаряжать при необходимости, а это делать удобнее, если батарея под руками (этот совет не касается счастливых владельцев гаражей).

 

Агрегаты

 

Желательно заклеить изолентой или скотчем сапуны коробки передач, заднего моста. Делать что-либо внутри агрегатов нет необходимости. Современные масла содержат достаточное количество присадок, препятствующих окислению деталей.

 

Если вы давно не снимали тормозные барабаны, лучше сделать это осенью. Особенно это касается «Жигулей». Эта болезнь известна почти с момента их создания, но так и не была исправлена. Для того, чтобы в случае необходимости тормозные барабаны можно было снять, эту процедуру нужно делать два раза в год: весной и осенью. После каждого снятия нужно очистить посадочный поясок и смазать его графитной смазкой. Все остальное (по собственному опыту) помогает мало.

 

Полезные мелочи

 

Не слушайте советчиков, которые считают, что на зиму машину нужно укрывать тентом. Это имеет смысл только в том случае, если тент установлен на каркас над автомобилем. В случае примерзания тента к кузову повреждение краски почти неизбежно.

 

Если машина стоит на улице (на открытой стоянке), периодически сметайте с нее снег. Во-первых, толстый слой снега вполне может деформировать большие плоские панели (крыша, капот, крышка багажника), а во-вторых (особенно если машина стоит во дворе и чисто вымыта) это признак того, что владелец где-то рядом, и любое повреждение будет быстро замечено.

 

Если есть возможность выбора, не ставьте машину возле больших деревьев. Они зимой и весной особенно становятся пристанищем для огромного количества ворон, и весной вы можете не сразу разобрать, какого цвета ваша машина.

 

Не оставляйте свой автомобиль на проезжей части даже самых глухих улочек. Как правило, снегоуборочные машины по ним не ездят только в том случае, если нет стоящих автомобилей.

 

Примерно один раз в месяц откройте машину и несколько раз выжмите педаль сцепления. Гудеть и крутить руль не обязательно. Дело в том, что некоторые машины (особенно старых моделей) имеют скверную особенность: при длительной стоянке диск сцепления может приржаветь к маховику. Не затягивайте стояночный тормоз! Колодки тоже могут приржаветь.

 

Увидев толстый слой пыли на вашей красавице, стоящей в гараже, не торопитесь хватать тряпку и наводить порядок. Придет весна, и вы как следует вымоете ее с шампунем. А пока пыль говорит только о том, что в гараже не очень сыро.

 

Готовьтесь еще к одной проблеме. Как только вы законсервируете машину, вашей спутнице жизни срочно понадобится куда-нибудь ехать. Поэтому заранее готовьте ее к тому, что минимум три месяца у вас машины не будет. Но в гараж вам ходить все равно придется...©

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Машина не около дома, а на охраняемой территории, перегнать никуда я ее не могу...

 

Приходи на стоянку и раз в неделю заводи (дай поработать минут 10-15)
Двигателю будет гуд (чем если он простоит 3 месяца без работы)
+ Аккум будешь немного подзаряжать (и весной не придется бежать за зарядкой к нему :) )

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Приходи на стоянку и раз в неделю заводи (дай поработать минут 10-15)
Двигателю будет гуд (чем если он простоит 3 месяца без работы)
+ Аккум будешь немного подзаряжать (и весной не придется бежать за зарядкой к нему :) )

 

Заводить лучше при наиболее теплой погоде, т.к. при холоде
и длительной работе на х.х. очень большой риск закоксовывания свечей,
т.е. они самонеочищаются.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 год спустя...

Почитал я все это и ужаснулся, что же меня ждет, когда я машину буду забирать! :o

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 8 месяцев спустя...

Вот:

 

Условия хранения

 

Копейка. Куплена в 1974 году. Ездил только с апреля по октябрь. С ноября по март стояла в металическом гараже. На зиму НИЧЕГО не делал. И так 34 года. Ездил до 2008 года. В марте 2008 купил Symbol, а копейку продал соседу за 500 руб. Он и сейчас на ней ездиет, правда круглый год.
Машина имеет неплохой товарный вид.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Почитал я все это и ужаснулся, что же меня ждет, когда я машину буду забирать! :o

это же все советы, сделайте что можете.
хранение в гаражных условиях для авто не будет сильно критично, перепады температуры там намного плавней да и влажности меньше чем на улице.
прогревать машину хотябы раз в месяц будет полезно, несомненно.
залить полный бак - тоже будет не во вред, но перед этим посоветовал бы сначала влить стакан спирта (не водки!!! Можно изопропилового, даже лучше) и как можно больше выжечь этот бензин, перед заправкой. Спирт ни в коей мере не может повредить двигателю, если его не больше 5-15% от кол-ва бензина, а вот воду он выведет из бака.
аккумулятор отключать не стоит, даже если будешь редко заводить.Ничего этим не выиграешь (при условии что ему не 3-4 года, конечно).

 

P.S. Моя машинка пережила зиму без всяких приготовлений без видимых ухудшений.

Изменено пользователем Axic

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединиться к обсуждению

Вы можете ответить сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы ответить от своего имени.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Дни Рождения сегодня:

    • erofi
    • MrAlex
    • Buyka
    • НаДуся
    • alexsis2010
    • Sleshnd
    • MikeSvenson
    • valeryn12
    • Legis
    • regin
    • Onegin-RUS
    • Razgon
    • Ion Zubic
    • leuhina
    • vbhjd
    • DonStasone
    • Alex.vrn
    • Hungrybear
    • yaroslav1980
    • Kenny
  • Статистика пользователей

    83 229
    Всего пользователей
    5 686
    Максимальный онлайн
    jula-1
    Новый пользователь
    jula-1
    Регистрация